Єдина Країна! Единая Страна! Три стороны люстрации : Кіровоградське обласне відділення СПМСППУ

Три стороны люстрации

Коммунистическая система    пала, однако ее «обломки»  до сих пор не дают спокойно жить некоторым постсоветским странам. Именно поэтому  для них как никогда ктуальным   является   полное разрушение правящей номенклатуры, как консолидированного слоя, монополизировавшего политическую, государственную и   экономическую власть. Реально это было актуальным для Украины все годы её независимости.

Поделиться люстрационным опытом с украинцами готова Польша. Украинской власти в первую очередь следует избежать тех ошибок, которые в свое время были совершены западноевропейскими соседями, уверенна Агнешка РОМДШЕВСКДЯ. вице-президент Польской журналистской ассоциации.

Когда мы говорим о люстрации, то рассматриваем три разных аспекта. Во-первых, антикор­рупционные меры. Их можно назвать главным моментом, поскольку высокий уровень коррупции был одной из причин того, что произошло в Украине сейчас, то есть — Майдан. Во-вторых, проблема реформирования спецслужб и правового поля (суд, прокуратура и т. д.). Без подо­бных изменений государство не может существовать. Последняя инстанция в цивилизованной стране, куда можно об­ратиться, — это суд. Но если нет доверия к суду, то возникает фундаментальная проблема страны. Как справится с этой проблемой, не могу сказать, поскольку схожая ситуация была и в Польше. На сегодняшний день она так и не решена до конца.

Далее. Что касается третьего ас­пекта люстрации. Это исторический подход, и связан он с деятельностью спецслужб. Какие действия были пред­приняты в Польше, Чехии и Германии? Был создан специальный архив, в кото­ром собраны все материалы спецслужб, находящиеся в руках государства до оп­ределенного момента. Данным ресурсом можно воспользоваться без особых пре­пятствий, что очень важно для работы историков. В Польше это сделано, начи­ная с 1989 года. Тогда возникает вопрос, с какого периода времени это необходи­мо сделать в Украине?

Расскажу о проблеме реформиро­вания спецслужб. Она в некоторой сте­пени связана с тем, что я говорила об «исторической люстрации». В Польше проявляются последствия влияния ком­мунистической системы не от того, что кто-то был членом партии. А потому что имеет место укоренившийся образ мышления, сформированный структу­рой. И это сказывается на стране даже 25 лет спустя.

Реформирование спецслужб на базе тех, что достались от Советского Союза, бесполезно. Очень сложно разобраться в системе, что была выстроена ранее, поэтому нет смысла ее использовать. Иногда кажется, что политики что-то делают, реформируют, но это не так. Бывает, что спецслужбы ими просто ма­нипулируют. Поэтому правильнее было бы их распустить с самого начала. Что мы привыкли слышать? «Спецслужбы — это глаза государства». Однако если эти глаза не показывают тебе того, что ты должен видеть, значит что-то не так. Иногда лучше отказаться от уже отра­ботанной, скомпрометировавшей себя системы и построить что-то новое.

Вопрос спецслужб тесно связан с проблемой коррупции. Почему? Потому что в Польше, например, много ком­мерческих структур появились на осно­ве связи со спецслужбами, которые не были известны широкой общественно­сти. И в дальнейшем очень много компа­ний создавались не в соответствии с за­коном и лоббировались спецслужбами.

В Польше создано отдельное бюро, которое занимается борьбой с корруп­цией. Это чрезвычайно сложная задача в судовом поле и даже в поле работы тех же спецслужб. Судовых решений по поводу коррупции было очень немного. Дело обычно длится 5-7 лет, а потом за­канчивается ничем. Почему так происхо­дит? Весьма сложно строить правовое поле, в котором должно производиться разбирательство. Мы совершили в этой сфере несколько ошибок, и лучше их уже не повторять. Например, у нас до сих пор происходит дискуссия на эту тему, как вести борьбу с коррупцией.

В каком состоянии сейчас находятся польские спецслужбы? Я их не боюсь, но и не доверяю им. У нас только в 2006 году первый раз после 17 лет попыта­лись «взяться» за военные спецслужбы. До этого абсолютно ничего не было сде­лано. Это, в свою очередь, сказывается на коммерческой жизни страны. Потому что компании создаются на незаконной основе. Там есть связи, которые абсо­лютно не прозрачны. Я всегда говорю «доверяй, но проверяй». Этот лозунг от­носится и к спецслужбам.

Я помню как в 90-м году мой отец ездил в Германию узнать, что делать с судьями, поскольку это самые главные лица судовой системы. В свое время ГДР самой необходимо было поменять более половины судей. И что она сде­лала? Новых людей привезла из Запад­ной Германии. «Где нам взять Западную Польшу»? — задумалась делегация? Во-первых, следует дистанциировать наи­более скомпрометированных. В Польше не было сделано ни единого шага в на­правлении реформировании судов. Это большая ошибка, которую мы соверши­ли. Польша проиграла тогда люстрацию судов. Если будут отстранены от работы хотя бы 20 судей, это не много, но уже пример для остальных. И контролировать данный процесс нужно очень тщательно, осуществляя проверки ежегодно.

Підготувала Вікторія ТОПАЛА Фото Івана ГИКАВОГО

Коментарі

Добавить комментарий